Книга "Из тьмы веков". Идрис Базоркин.

Есть истории, которые никто не знает. Есть народы, о которых знают не многие. Но это не значит, что этим народам нечего рассказать  чаще всего бывает как раз-таки наоборот. Что за чудо  книга. Книга  это не только друг и кладезь знаний; книга это так же путеводитель, посредник, спутник. Книги бывают хорошие и не очень, а ещё бывают книги, которые открывают для тебя новый мир. Из-за этого открытия книга останется в памяти надолго  ведь таких книг мало. А книга ингушского писателя Идриса Базоркина Из тьмы веков  именно одна из таких книг.
„Кто не умеет заглянуть в свое будущее, тот ничего не найдет в своем прошлом“
Из тьмы веков  это роман-эпопея о жизни галгаев с шестидесятых годов девятнадцатого века до формирования Советского Союза. Сам автор так говорит о книге: 

"Книга эта не энциклопедия жизни ингушского народа за минувшее столетие. В ней пойдет речь о становлении личности, о борьбе характеров в условиях значительных исторических событий, о людях, создававших эту историю.

Что побудило меня написать этот роман? Долгие годы накапливался материал. Тысячи людей вставали на моем жизненном пути. Участником или свидетелем многих событий нашей эпохи - беспокойной, трудной и романтической - мне пришлось быть самому. Все это заставило меня думать, что я должен всем этим поделиться с современниками и теми читателями, которые будут узнавать нас уже издалека".
Идрис Базоркин.
1968 г.


Что я могу сказать о книге... Читала я её три дня (и три ночи)  спать совсем не хотелось. Уже несколько ночей мне стали сниться сны, связанные с сюжетом романа. Из этого можете догадаться, насколько я была впечатлена книгой. Идрис Базоркин написал своё главное произведение на русском языке, поэтому, мне посчастливилось читать оригинал. Язык романа очень красивый, яркий, живой, эмоциональный — чего стоит стихотворение в начале книги... То же самое можно сказать о сюжете книги и об её героях. Особенно впечатлил главный герой романа  Калой. Скажу больше: это один из лучших героев в художественной литературе, что мне довелось "знать". Сильный, добрый, щедрый, храбрый, справедливый, красивый... автор не пожалел хороших качеств для своего главного героя. И хоть гг казался слишком уж сильным и иногда его подвиги походили на сказку  именно такой герой нужен для романа, который рассказывает о целом народе. Как мне кажется, Калой  это всё лучшее, что есть в ингушских людях  он вобрал в себя все самые лучшие их качества. Описывая несколько ингушских семей, их дружбу (и вражду), их быт и традиции, писатель смог передать характер целого народа. А что самое главное  рассказать их историю. И хоть это исторический роман (какие даются мне очень трудно),  данную книгу было легко читать с самого начала. Очень, ну очень интересный и необычный сюжет! Кажется, я жила этой книгой несколько дней. А какие эпичные, но, в то же время простые герои в этой книге!.. Судьба каждого из них необычна и тяжела. 
Народ, о котором ты не знал до этого практически ничего становится таким близким... таким понятным. И ты уже в который раз понимаешь, что в Мире столько чудесного! Столько интересных и не похожих на тебя людей, народов! Непохожие на тебя люди, которые испытывали и испытывают то же самое, что и ты. Безусловным плюсом книги я считаю любовь автора к своему народу, которая чувствовалась в его словах и его осведомлённость  в истории, конечно же. 

— Да, — сказал Иналук, вздохнув, — весь ум на земле Аллах отдал христианам!
— Зато на том свете мы вечно будем в раю, а они в аду!.. — ответил Калой.
— Об этом мы ничего не знаем… — в раздумье сказал Иналук.
— Как ты не знаешь? А Коран?
— Очень просто, — ответил Иналук. — Вот эту машину я сейчас видел и трогал. А что на том свете, мы узнаем, когда умрем. Но кажется мне, что тот, кто на земле придумывает такие вещи, как эта арба, на которой за один раз может уехать целый аул с вещами и со скотом, — тот и на том свете придумает себе что-нибудь хорошее!
— При мне, я прошу тебя, так не говори, — сказал Калой серьезно. — Это начало неверия. А все наши беды только из-за него.
Иналук не стал ему возражать.
(отрывок из книги)

Сейчас я сомневаюсь в объективности своей оценки романа, и мне даже кажется, что я писала бы ещё более восторженные слова (хотя это кажется вам невозможным, я знаю) об этой книге, если бы не её концовка. Но я понимаю автора  он выпустил книгу во времена строгой цензуры. Но, всё же, я считаю, что книгу можно было закончить совсем по-другому... то есть, с другого ракурса. Как жаль... вчера мне казалось, что это одна из самых лучших книг, что я читала, но сегодня, дочитав книгу до конца, я так уже не считаю. Книга удивительная, колоритная, да,  но концовка книги  это для меня святое. И плохая концовка может уменьшить даже те впечатления; ту огромную симпатию, что я испытывала к главному герою. ...Ну что же, это только концовка  а это всего лишь несколько страниц в конце. Все остальные страницы книги достойны вашего внимания. Я бы даже сказала, что эту книгу должны прочитать все, кому интересен Мир и люди. 
Удивительная книга... 10 из 10.

PS. ... А народа жизнь бессмертна, Что бы ни было с ним.
(с) Николай Тихонов.

PS2. Спасибо, Алихан.

Комментарии

  1. Мне наоборот очень нравятся исторические романы, ну уж после твоих восторженных слов я просто обязана прочитать эту книгу, спасибо за наводку и интересный рассказ о ней)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. надеюсь, тебе понравится) тем более, ты живешь в России, и это хороший шанс узнать поближе (через историю) своих соотечественников, так сказать)

      Удалить
  2. Мне эта книга понравится, совершенно в этом уверена. Люблю историю, это совершенно моя наука) Обращу внимание на это произведение в следующий свой налет на книжный магазин)
    Хорошего дня)

    www.svetusvet.com

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, и Вам хорошего дня :) А книга должна понравиться - иначе и быть не может))

      Удалить
    2. Мне приятно, что тут некоторые захотели прочитать эту книгу, но вряд ли вы ее найдете в книжном магазине.

      Удалить
  3. У тебя так прекрасно получается рассказывать о книгах, что хочется их все прочитать!)

    ОтветитьУдалить
  4. Счастью моему нет предела. "Читала я ее три дня (и три ночи)" - этого уже достаточно, нет похвалы выше для книги. (На твои вопросы отвечу позже, извини, что так долго).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ты прав :) хорошо, можешь не торопиться)))
      пиэс. а ещё мне понравилось, что в вашем языке нет слова "люблю", и вместо "я люблю тебя" вы говорите "ты мне нужен". Не люблю слово "люблю" ахахах (когда говоришь о человеке)

      Удалить
  5. Рақмет. Электронды версиясын көшіріп алдым, бір амалын тауып оқып көрерміз )

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Рад,что Ингушский писатель стал достойным сыном своей Родины,раз его произведение читают по всему миру.)))

      Удалить

Отправить комментарий

Комментарии могут оставлять незарегистрированные пользователи тоже. Только не забывайте подписываться :)

Популярные сообщения