Мұқағали Мақатаев.

На днях прочитала сборник стихотворений великого казахстанского поэта - Мұқағали Мақатаева. Выделила несколько десятков любимых стихов, затаив дыхание читала все стихи о любви, о грусти. Для тех, кто не знает - Макатаев - это самый популярный казахстанский поэт. Макатаев - это казахский Есенин, и именно стихи Макатаева знают наизусть в наших школах. Стихи на казахском, и я даже не буду пытаться вам их перевести, или хотя бы искать качественный перевод - это всё бессмысленно. 

Читая стихи Макатаева, я отчетливо поняла, какие стихи я люблю больше всего:
1. Стихи поэтов, которые пишут и мыслят не так, как все. Поэтов, которые называют вещи своими именами (насколько это вообще возможно в поэзии) и не боятся идти против своего времени.
2. Не сказать, что я очень сильно люблю стихи про Родину, отечество. Конечно, я тоже из тех, кто дольше наблюдает за закатами и рассветами, кто радуется любой погоде и видит все явления природы красивыми, и уж точно я люблю свою родину. Но, по мне, если мы четко разделяем границы своей земли и восхваляем только свои горы, свою степь и своё небо, то мы тем самым лишаем себя радости любить другие горы и другие воды с такой же силой. В общем, мне больше милы стихи, которые восхваляют горы вообще, а не горы именно Казахстана. Понимаете, я хочу и при виде Швейцарских гор про себя вспоминать стихи, и радоваться, и восхищаться, и любить, любить!
3. С самой меньшей охотой читаю стихи про войну. 
4. Люблю стихи умные. С множеством отсылок, исторических, и других. К примеру, мой любимый современный поэт (казах), в своих стихах вставляет фразы и слова на латинском, отсылается на греческих и других философов, и вообще, читая его лирику, всё время узнаёшь что-то новое.
5. Люблю поэтов бесстрашных, честных, и даже - высокомерных. Которые, при озвучке истины не пытаются быть скромнее и  тем самым угодить своим читателям.
6. Люблю стихи грустные.
7. Завидую всем поэтам белой завистью, ибо считаю, что умение писать хорошие стихи - большой дар. Хотя и работы там много, знаю.

Плюс, я решила больше читать на казахском (сказала я в сотый раз), и выучить наизусть несколько десятки стихов на казахском, русском, турецком и английском языках. Потому что это прекрасно - иметь про себя красивые слова и рифмы на любой случай жизни.

А какие стихи любите вы? Может быть, есть определенное самое любимое стихотворение?

Комментарии

  1. Согласна с большинством "требований" к стихам. Третий пункт - да! До "По ком звонит колокол" полагала, что у меня пассивно-неприязненное отношение к военной тематике в произведениях - а нет, с живым интересом проглотила эту книгу и налегла на военные рассказы Ремарка. Со стихами такого не произошло - может, потому, что этот жанр люблю, и, соответственно, читаю меньше, чем лирику. Может, потому, что чёткий ритм стиха и восторженность вызывает во мне (вот параноик!)) ассоциации с патриотической пропагандой и искусственно созданным подъёмом народного самосознания, что я не приемлю в коль сколько агрессивной форме.
    Ещё для меня крайне важно, чтобы в стихе были чётко выдержанный ритм и идеальная рифма. Для признанных поэтов это само собой разумеющееся, но для всяких "новичков" и вообще современных авторов это часто - бич. Бич по моим глазам %) Каждый раз, читая чей-нибудь стих из сети и спотыкаясь на ломанной рифме, вскипаю и прекращаю читать. Для меня всё ясно уже на этом этапе.

    Нашла стихи Мукагали Макатаева, правда, на русском. Конечно, это не вдумчивое чтение, скорее, ознакомление со стилем автора и его философией) Очень понравились стихи "Тропа", "Вы" и "Разрушенный дом". Сохранила)

    У меня разве что один поэт любимый - Александр Яшин, наверное, по той причине, что сборник его стихов мне подарил дедушка. Это ещё его сборник, подаренный ему в далёкой юности, и он преподнёс мне его так трогательно... у него любимые "Скорые поезда" и "Ещё вчера была жара...".
    И вот странное дело - не очень люблю Маяковского, но его "А вы могли бы?" заставляет мурашки по спине ходить, насколько оно мощное, волшебное, ошеломляющее.
    Категорически не переношу Пушкина. Свыклась с заламыванием рук всех, кто об этом узнаёт :D Но меня отвратил ещё тот факт, что данного поэта впихивают, порой самым бесцеремонным образом, в каждый год школьной программы - и ещё он мне кажется скучным, а личность - неприятной. Во всяком случае, если судить по его биографиям.
    И пыталась полюбить несколько раз Ахматову. Не получается... А может, не доросла.
    ...Что-то я расписалась ^^"

    Роми.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Роми! ^__^
      Спасибо за такой комментарий.

      А мне вот Ремарк не так уж нравится. А дома лежит Прошай, оружие Хэма, но, признаться, я даже по названию не догодалась, что это книга про войну, ато не покупала бы :) и да, я согласна с твоей мыслью, что патриотизм в стихах - это пропоганда. Раньше ведь именно стихами побуждали людей к революции.

      я просто обожаю слова Татьяны, которые написал Пушкин "но я другому отдана, я буду век ему верна". Пожалуй, именно эти слова когда-то вдохновили меня читать на русском, читать стихи, и даже - быть романтичной. Евгений Онегин целиком (повесть) впечатлил меня не так сильно (читала позже, в университете), но, тем не менее, при прочтении тех самых любимых слов, не сдержала слёз.
      У нас раз в неделю проводилась русская литература, и, клянусь, каждый год мы начинали со стихов Пушкина. Более того, у нас все книги были с его портретом на обложке. В общем, мне Пушкин нравится, хоть я его и не люблю, но мне нравится его простота и легкость в стихах, его искренность. А еще, читаю его стихи к женщине и думаю, что человек страдал. А произведения людей, которые страдали - я люблю.
      А еще я Цветаеву люблю, правда, читала у неё не всё.

      Ознакомилась с Яшиным, понравился стих "скорые поезда" - очень подходит под моё настроение сейчас. А вот А вы могли бы Маяковского непоняла...а может, не доросла :))))

      и да, спасибо тебе, что прочитала Макатаева. ценю :)

      Удалить
    2. Я у Ремарка люблю только военные рассказы - "На западном фронте без перемен", "Возвращение"... "Гражданские" повести вызывают у меня застойное уныние и пессимистичные мысли. Персонажи ходят по городу с дамами сердца, знакомые с ними всего неделю и мечтающие о безоблачном совместном будущем, распивают кальвадос в ресторанах и гостиницах, сожалеют о потерях - а потом что-то нехорошее начинает происходить, и повесть заканчивается. Для меня гораздо приятнее "военные" повести, где поднимаются именно гуманистические вопросы и раскрываются истинные сути вещей в аскетической обстановке - причём как раз со стороны простых солдат, которым бессмысленная война осточертела, а не со стороны правительств.
      И вот, к слову сейчас слушаю аудиокнигу - как раз "Прощай, оружие!". Как я уже говорила, "По ком звонит колокол" воспринимаю с трепетом, поэтому не было раздумий, знакомиться с этой книгой, или нет. Прослушала половину... И появилось ощущение, что это "гражданский" роман Ремарка, со всеми женщинами, бессмысленными скитаниями по городу и гостиницам. Вроде ко второй половине книги ситуация выправляется, но ощущения смешанные. Надеюсь, Хемингуэй меня не разочарует.

      Приятно, что мой комментарий вызвал такую радость ^_~
      Роми.

      Удалить
    3. у Ремарка читала Три товарища и Возвращение. А еще начинала давным-давно Триумфальную арку. Все книги очень-очень похожие. Особенно главными героями и их женщинами. И да, пожалуй, Ремарк у меня ассоциируется с кальвадосом :)) но пищет он красиво - этого у него не отнять.
      я тоже надеюсь, что Хеминуэй меня не разочарует.
      я вот переделала свой список мастрид на этот год. Убрала 80% классики типа Толстого, Ремарка и Джейн Остин. Хочется чего-то храброго, нового и умного. а ты составляешь списки книг на год?

      Удалить
    4. Меня вот Хэм всё-таки разочаровал - и даже разозлил. Но не буду спойлерить и дождусь вашей рецензии, может, я что-то упустила, что могла бы смягчить впечатление от книги) и да - войны там пограничный минимум всё же.

      Я не составляю объёмные списки, даже и не пробовала) просто, если наткнулась на интересную книгу, запоминаю её - и, когда приходит ясное понимание, что хочу прочесть уже - читаю. Правда, на лайвлибе всегда держу в mustread около 9-11 книг, но они могут находиться там годами - если честно, не очень понимаю, почему именно этот перечень там хранится)
      Роми.

      Удалить
    5. ой, боюсь, и мне он не понравится :\

      я тоже раньше так делала - без списков, просто читала книгу, если был "знак" - т.е.несколько раз мне кто-то говорил о ней, или я сталкивалась на неё в интернете часто. но потом поняла, что нужно составлять списки, если я хочу прочитать все великие книги в истории :) но это мои заморочки, так скажем.
      просто хотела знать, что у тебя в планах, может совпадет с моим планами на чтение))
      спасибо!

      Удалить

Отправить комментарий

Комментарии могут оставлять незарегистрированные пользователи тоже. Только не забывайте подписываться :)

Популярные сообщения