Книги Халеда Хоссейни. Афганистан.

Следующим писателем, который заинтересовал меня настолько, что хотелось прочитать все его книги, стал Халед Хоссейни. Прежде чем рассказывать о творчестве этого человека, нужно немного рассказать о нем самом, потому что, это тот случай, когда биография автора важна. 
Итак, Халед Хоссейни по национальности - афганец. Ему сейчас 47 лет, и, когда ему было только 11, его семья переехала жить в Париж. В 1980 году его семья должна была вернуться на родину, в Афганистан, но тогда в стране творились беспорядки, потому что туда вошли советские войска. Тогда семья Халеда Хоссейни получила политическое убежище в США, и с тех самых пор писатель живет там.
Почему это важно? Потому что Халед Хоссейни писал обе книги о жизни в Афганистане, о войне, о переворотах, но сам он в то время  жил не в Афганистане, он жил в свободной Америке, в богатой семье. Это, конечно, не означает, что писатель не понимал, о чем пишет, совсем наоборот... Но, меня не покидает ощущение, что Халед Хоссейни писал свои книги для американского читателя. Кстати, было бы очень интересно узнать мнение о его книгах от простого афганца, живущего в Афганистане...

Как бы там ни было, книги Халеда Хоссейни поражают. Он затрагивает очень важные и самые острые темы. Первая его книга называется Бегущий за ветром.
Книга была экранизирована, но фильм я не смотрела.
История начинается с дружбы двух мальчиков, Амира и Хасана. Амир, главный герой, от имени которого идет повествование, всегда удивлялся тому, что его отец, богатый и знатный человек в городе, так хорошо относится к Хасану, сыну слуги. (вот точно не помню, был ли отец Хасана именно слугой, или просто помощником). Афганские мальчики играют в забавную игру: сражение змеев. Эта игра стала настоящей традицией для них, весь город наблюдает за игрой мальчиков. А Хасан - это и есть "бегущий за ветром".


...Трудно описать сюжет книги, при этом пытаясь не раскрывать самую главную тайну, главную интригу. Могу лишь сказать, что книга рассказывает именно об отношениях Амира и Хасана. Предательство, война, трусость, жалость, насилие, жестокость, несправедливость - вот, что вы найдете в этой книге. Да, книга жестокая. И, чем дальше ты ее читаешь, тем больше переживаешь, потому что жестокость и несправедливость судьбы в книге растет с каждой страницей. 
К тому же, у меня была сильная неприязнь к главному герою книги, поэтому, читать её было еще тяжелее.
"Для тебя, хоть тысячу раз."

После этой книги становится очень грустно. Меня не покидало ощущение недосказанности, мне казалось, что всё должно было быть по-другому. Но, не бывает счастливой истории там, где есть война. Именно это хотел сказать автор своей книгой, и ему это удалось хорошо.

Чтобы справиться с ощущением недосказанности после этой книги, я стала читать следующую книгу автора, книгу Тысяча сияющих солнц.
Недавно я читала в новостях, что какой-то современный писатель выпустил необычную книгу, которую нужно прочитать за два месяца, иначе вместо книги останутся лишь пустые страницы. Он использовал исчезающие краски. Так он хотел заставить своих читателей дочитать его книгу...
А Халеду Хоссейни удалось заставить меня читать его книгу без перерыва ВООБЩЕ. Ему не пришлось использовать такие хитрые трюки, чтобы я не отрываясь читала его книгу, нет. Он просто создал таких интересных персонажей и такой неожиданный сюжет, что я просто не могла отойти от книги ни на секунду. Хотя, были моменты, когда я останавливала чтение, пялилась в книгу, и думала "Только не это". "Только не сейчас, прошу". 

Сюжет. В этой книге главные герои - женщины. Мариам и Лейла. Лейла и Мариам. Эти непохожие характером и судьбой девушки, которые родились в разное время, странным образом становятся самыми близкими людьми друг для друга. События в книге происходят в самое неспокойное время в Афганистане: то у них война с СССР, то между талибами и простым народом, то с США. 
Власти, религиозные фанатики и другие силы борются за власть, а страдает простой народ, в особенности женщины. Мужчины готовы глотку друг другу перегрызть, а страдают женщины. Придумываются всё более новые и жестокие религиозные правила в стране, а страдают... да, женщины. Эти женщины даже не понимают, за что и почему идет война. Но страдают именно они...

Вот сейчас я описываю эту книгу, вспоминаю сюжет... и сразу мурашки по коже. Потому что это самая трагичная история, о которой я читала. На героев книги обрушиваются тысячи несчастий, одна за другой. Во время чтения книги я задавала себе вопрос: кто более несчастен - тот, кто был счастлив в детстве, и у него отобрали резко это счастье, или тот, кто никогда в своей жизни даже не знал, что такое счастье, и всю жизнь только и делал, что страдал? 
Я и до сих пор не могу ответить на этот вопрос... И не знаю, согласна ли с автором книги, потому что он думает, что первый более несчастен и заслуживает право на счастье больше.

Сейчас, как и тогда, сразу после прочтения, я и слова не могу сказать о качестве книги, о стиле автора, о переводе... У меня просто не было сил и времени на это. Я просто читала. Картина книги рисовалась легко, и я как будто посмотрела фильм. 
И еще... я всем сердцем полюбила одного героя книги. Если вы прочтете эту книгу, то вы, наверное, поймете, о ком я. Если уже прочитали, то уже догадываетесь... К сожалению, в книге этому герою придется несладко, как и всем героям. По правде говоря, эта книга просто уничтожает всех своих героев, отбирает у них всё, что было для них дорого, и просто издевается над ними.
Шокирующая, жестокая и оглушающая книга.  
"В Афганистане очень много детей, но очень мало детства" Халед Хоссейни.

К сожалению, Халед Хоссейни ограничился только двумя книгами. Но эти книги были очень популярны. Странно, что, читая его книги, я ненавидела многих героев, но, в то же время, я восхищалась тем, что они такие другие. Халед Хоссейни сделал невозможное возможнымон показал всю трагичность истории своего народа, показал причины, почему его народ не может справиться с несчастьями, но заставил полюбить его страну и его народ. По крайней мере, меня. Ведь, если убрать все эти войны, если убрать жестоких талибов, то Афганистан - это такая необычная страна, со своими неповторимыми традициями и необычным менталитетом. Это сильные люди, энергия которых не иссякает. Просто эти люди пошли не тем путем.... а жаль. Очень, очень и очень жаль.

Сейчас писатель помогает афганским беженцам и детям в частности. И уже то, что его книги заставили хотя бы тысячу людей посмотреть на Афганистан  по другому, не так, как западные СМИ этого добиваются - уже много. Ташакор, как сказали бы ему афганистанцы.

Комментарии

  1. Могу сказать одно,что перечитывать книгу я буду не скоро, так погано было, и раздрай в душе.
    но читать надо) такие книги очень,очень надо)

    ОтветитьУдалить
  2. и ты полностью передала всю картину книги) а фильм,наверное, я не решусь посмотреть( или если решусь,то только в большой кампании

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. да, я тоже не стану смотреть фильм. слишком тяжело)
      а ты вторую его книгу не читала?)

      Удалить
  3. Тысяча сияющих солнц? да,прочитала. очень понравилось и приоткрыло завесу новой для меня страны)

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Комментарии могут оставлять незарегистрированные пользователи тоже. Только не забывайте подписываться :)

Популярные сообщения