Ближний Восток. Книги.

Никак не могу дочитать книгу Тысяча и одна ночь, и вспомнила о других книгах, которые рассказывают про жизнь в восточных странах. Стоит отметить, что в этом сообщении я раскрыла сюжеты обеих книг, и даже написала, чем всё закончится - чтобы мои мысли и чувства были более понятны. Поэтому, если вы планируете прочитать эти две книги в будущем, и не хотите знать, чем всё закончится, - не дочитывайте те абзацы, где я рассказываю о сюжете.

Обе книги были подарены мне моей сестрой.

Роман Али и Нино. Автор - Курбан Саид. Я совсем не знала, чего ожидать от этой книги, и просто читала, не зная даже приблизительного сюжета. Начало книги было очень интересным: беседы мусульманских мужчин за трапезой.) Молодой парень по имени Али встречает своего уважаемого дядю, который приехал к ним в гости, а потом они и отец Али обсуждают разные темы. Вот именно эта часть книги - самая интересная, для меня точно. ...А потом Али -- азербайжанец-мусульманин влюбляется в Нино, которая по национальности - грузинка, по вере - христианка. Несмотря на эти различия, Али и Нино любят друг друга, и планируют свадьбу (даже если родственники Нино против), но тут начинается Первая Мировая Война. Все ровесники Али идут воевать (добровольцами), а Али - нет. Конечно же, все будут считать Али слабаком, даже Нино... и читатели тоже. И дело не в том, что я думаю, что все парни должны идти воевать, несмотря на то, о чем война - нет, просто, в случае Али мне казалось, что он сам не знает, чего хочет. Ну не хочет он воевать за Российскую империю, не симпатична ему эта война - это всё понятно, но вот почему он не настоял на своем, не давал своему отцу и дяде вразумительных ответов - непонятно. Затем разочаровывает Нино - друг Али похищает ее(ох уж эта традиция похищать невесту!), и, насколько я помню, Нино будет не против. Но Али-то против, конечно же, и он убивает своего друга, после чего окончательно портит свою репутацию, и ему после этого приходится скрываться. Но, любящая Нино найдет своего Али, и приедет к нему, - он её простит и они поженятся. Им потом придется еще куда-то бежать (куда и почему - не помню), но, в итоге, они возвращаются на родину. За всё это время между Али и Нино будет много разногласий, так как именно в это время Али будет остро ощущать, что он - мусульманин, и от корней не уйти, и Нино приходится жить в мусульманской среде. Нино хочет жить во Франции, но Али отказывается от этой идеи, и тут у них возникает непонимание. Тем не менее, у них рождается дочь. ...В общем, не суждено было этой паре быть вместе долго, - потом приходят русские военные в Баку, и Нино с дочерью покидают этот город, а Али погибает, сражаясь...
Вот такая грустная история. Стиль повествования мне не понравился - мне было иногда скучно читать книгу. Не было такого, чтобы я сопереживала героям, разделяла их взгляды, или понимала их. И Али, и Нино для меня остались нераскрытыми персонажами, многие их поступки я не могла понять, так как не видела в них логики. Возможно, я преувеличиваю, но мне казалось, что автор жалеет героя Али - и это мне не нравилось. В целом, книга интересная - новая культура, все-таки, но шум вокруг этой книги мне не понятен. Хотя, конечно, любовь между людьми с разными религиями - тема интересная для многих... но, наверное, не для меня. 
6,5 из 10.

Кстати, в Грузии есть подвижная скульптура мужчины и женщины, которые медленно двигаются навстречу друг другу, и каждые десять минут - сливаются воедино. Работа называется "Любовь", автор - Тамара Квеситадзе. Вскоре этим скульптурам дали имена героев этой книги: Али и Нино. По-моему, очень красиво. И романтично.)

****
Суад. Сожженная заживо. Книга очень маленькая, обложка очень привлекательная, даже с закладкой.) Когда я читала эту книгу в университете, в автобусе, люди всегда разглядывали эту книгу, интересовались. Не судите книгу по обложке - говорят умные люди, и правильно говорят. Читается книга ну очень легко, если не считать того ужаса, что испытываешь, когда героиня книги спокойно описывает, как у них бьют и убивают маленьких девочек. Сюжет книги. Считается, что книга основана на реальных событиях, что автор книги, и героиня истории по совместительству - сама пережила все эти ужасы, что она описывает в книге. Она не называет ни своего имени, ни села, в котором всё происходит. Ее придуманное имя - Суад, как вы уже поняли. Суад живет с родителями в какой-то деревне, там вроде упоминается Иордания... В ее семье много девочек, и только один мальчик. Все девочки, и их мать, в том числе, должны работать не покладая рук, чтобы их не убили - ведь никакой пользы от женщин, как считают герои книги, нет. Несмотря на то, что девочки совсем маленькие, им приходится выполнять тяжелую работу, а их отец ищет всегда повод, чтобы в лишний раз избить своих дочерей. Единственное спасения для этих девочек - поскорее выйти замуж. Но, старшая сестра не спешит выходить замуж, а Суад нельзя выходить замуж первой. Старшая сестра Суад отличается от нее, в ней нет того желания выжить, - она слаба, и не приносит своим родителям пользы... и ее родители в итоге решают избавиться от нее. Ну тут то вы точно поняли, какая это жуткая история... Потом выясняется, что мать Суад изменяет своему мужу - вот тут я точно была в недоумении. Зачем? Как? Почему? Зная характер своего мужа, зная все местные законы, она так рискует... ради чего? Конечно же, и ее накажут. Жестоко накажут. А Суад спит и видит, как она выйдет замуж и избавится от жестокого отца (как будто ее муж будет другим), и, по глупости, по молодости - переспит со своим соседом. Мда, абсурд, на первый взгляд, но этой девушке действительно кажется, что ее "возлюбленный" после этого возьмет ее в жены. Конечно, не возьмет. Сами понимаете, что будет дальше... Миссию "наказать непослушную" поручают мужу одной из сестер Суад. А наказание, как вы уже поняли по названию - сжечь Суад. Сжечь. Заживо. Родного человека. Молодую девушку. За один проступок. 
При чтении книги у меня было много сомнений, много недоверия, но этот момент, все-таки, вызывает ужас и грусть. Героиня книги будет гореть, и бежать, чтобы найти воду. Ее найдут другие люди и она попадет живая в больницу. Почти неживая. И тут ее находит сотрудница общественной организации "Возникновение" - которая занимается как раз тем, что помогает женщинам из бедных стран пережить насилие в семье. Точно не помню, и в Интернете что-то не могу найти, но вроде Суад потом увозят лечить во Францию. Там Суад и останется. Вылечится, конечно, но всё ее тело, даже шея, всё будет в ожогах. А главное, Суад не сможет зажить счастливо, ведь шрамы на душе не лечатся. Она привыкнет к европейскому стилю жизни, выйдет замуж за европейца, родит от него детей, но, всё равно будет несчастна. Кстати, ей потом захочется носить открытую одежду, как европейские женщины, но не сможет, потому что всё ее тело изуродовано - какая ирония... Чуть не забыла... Суад ведь забеременела в тот раз. И даже после сожжения, ее ребенок остается жив у нее внутри. Во Франции она родит, но ребенка решают отдать на воспитание другой семье - потому что в то время Суад будет нездорова. Ее сын находит ее после (он будет уже взрослый), и они встретятся. Не помню, как прошла их встреча, но что-то там мне не понравилось... Кажется, Суад будет суха с ним. Очень грустный, пробивающий на слезу момент.

Знаете, как художественная литература (=выдумка), книга очень интригующая, захватывающая, необычная. Но, что мне не нравится, так это то, что книга выпускается как "автобиография". И, читая сейчас некоторые сайты, я вижу, что многие, очень многие люди воспринимают эту книгу, как "документальную". Вот это раздражает. Да, такая организация, как "Возникновение", возможно, и существует, да, насилие в бедных исламских странах имеет место быть, но книга несет абсолютно неправильный посыл. Во-первых, история написана человеком, который просто выслушал эту историю - я в этом уверена. Человек, не живший в тех условиях, о которых пишет - ошибается. Во-вторых, все удивляются, почему Запад и Восток не понимают друг друга? Именно из-за таких книг! Эта книга заставляет человека, не знающего этот мир, сделать неправильные выводы. Я, конечно, сама в этих местах тоже не бывала. И я, конечно, не религиозный человек, и не могу сказать, что неправильность этой книги задевает меня. Но. Я не верю этой книге.

PS. Если вам, читатели, интересны книги про восточный менталитет, про религию, то, рекомендую книги Халеда Хоссейни. Там про Афганистан, но всё же...

Комментарии

  1. Зацепила книга про Суад, мне еще сотрудница на работе про нее рассказывала - еще тогда она меня поразила, читать совсем не захотелось - не мое это, не люблю трагедии...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. я же говорю, что не верю книге

      Удалить
    2. Может это и правда только способ зацепить аудиторию какой-то массовостью, растиражировать тему... Нет, не мое - может все и правда, но я не хочу знать ее, трудно жить в мире, в котором ты видишь-читаешь-знаешь столько негатива

      Удалить
    3. "трудно жить в мире, в котором ты видишь-читаешь-знаешь столько негатива" - согласна. те вещи, которые нам не по силам, лучше не знать.

      Удалить
  2. Награда этому блогу http://snegka20.blogspot.com/2012/11/blog-post_18.html

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Комментарии могут оставлять незарегистрированные пользователи тоже. Только не забывайте подписываться :)

Популярные сообщения