Зулейха открывает глаза. Гузель Яхина.


О чем книга. Зулейха - тридцатилетняя татарка, которая живет с мужем тираном и свекровью. Точнее, не живет, а выживает, терпит: побои мужа, издевательства свекрови, суровые законы религии, привратности судьбы. А потом Зулейху отправляют на ссылку в Сибирь...

Кажется, это моя первая книга про раскулачивание. Первая книга про до боли близкий и любимый народ - татаров. Эта книга вобрала в себе все черты, которые мне было суждено полюбить: она о судьбе женщины; она открывает мне новый мир, мир тех, кто был раскулачен; сложное, детальное описание чувств почти всех интересных героев; и Восток. В сердце щемит от осознания, что мои предки тоже пережили эти кошмары - что читала я не сказку, а почти историю (почти - потому что герои вымышленные). А самое жестокое в этой истории -  что некого обвинить. Ведь писательница рассказывает историю не только от лица раскулаченной татарки, но и раскулатившего её и других - русского. Так сложно, так всё сложно. 

Гузель Яхина - это новая писательница с оглушительным талантом. Боже, как она талантлива! Даже не сюжет, а точно подобранные метафоры и описательные слова часто заставляли меня прослезиться во время чтения. Автор пишет подробно, умело, смело. Вначале я не могла привыкнуть к тому, что писательница описывает каждый инструмент детально; детально описывает, например, куда героиня спрятала зерно - а потом уже жила этими описаниями. Подробно, отчетливо представляла, где и как живут герои романа, чем пахнут их дома, как выглядят, и что при этом эти герои чувствуют. Замирала сердцем каждый раз, когда на долю главной героини выпадало ещё одно испытание. И не дышала, когда читала строки о любви. 
Бесконечно нежно, бесконечно глубоко описала Гузель Яхина чувства матери к новорожденному сыну, её заботу и молитвы. К каждому герою писательница подошла серьезно: все они сложные, все по-своему несчастны, все правы и все виноваты. А особенно удачной вышла, как мне кажется, глава про "сумасшедшего" доктора.
В целом, твердо ставлю книге 8,5 из 10.

Эту книгу обязательно нужно включить в программу литературы в школах и университетах России (ведь Достоевского татары читают?), да и многие другие видные, глубокие книги маленьких и не очень народов России - тогда, быть может, не будет этого злого высокомерия, непонимания между народами. Ведь по сути, люди не делятся на национальности, люди делятся на добрых и злых. И чем раньше это все поймут, тем быстрее наступит мир на земле.

Комментарии

Популярные сообщения