К основному контенту

Мастер и Маргарита. Михаил Булгаков.

"Рукописи не горят".
Я столько раз читала первую главу романа, что, будь у меня хорошая память, выучила бы в ней все слова наизусть. Раз пятнадцать я даже дочитывала до конца третьей главы (а первую главу раз тридцать), - но отчего-то чтение дальше не шло. И вот, три дня назад я практически заставила себя читать роман каждый день по несколько часов (у нас как раз были выходные), и сегодня я - наконец-то! - дочитала эту книгу.
Сказать, что роман Мастер и Маргарита написан отлично; что я удивлялась, как менялся стиль автора, когда он описывал тогдашние времена и времена существования Понтия Пилата будет лишним. Наверное, уже миллионы людей восхитились данной книгой, мастерством автора. Ничего другого я и не ожидала - классика ведь (а к классике придираться даже страшно). Но эмоциональность, с которой Михаил Булгаков описывал некоторые ситуации, меня, всё-таки, удивила. В общем, отлично написанная книга, - тем более это оригинал. Детали, описания - всё в меру. 
Сюжет удивил. Я даже представления не имела, о чем будет книга, и первые сто страниц думала: "Может, никакого мастера и никакой Маргариты вовсе не будет..?". Как и во многих книгах того времени, персонажей в истории очень много, и сразу не понять, кто из них "главный". К слову, почти никто из персонажей мне не понравился. Ни даже "великий" Воланд, ни мастер, ни тем более Маргарита... Только кот всё время смешил и казался ужасно милым (это учитывая, что я боюсь кошек), и Понтий Пилат почему-то тронул. Точнее, его история тронула, очень. У меня какой-то нездоровый интерес ко всему, что связано с чувством вины, с осознанной трусостью, - а тут еще и такая концовка про него замечательная... А больше никто в книге симпатию, или хотя бы интереса не вызвал. И давайте вернемся к мастеру и Маргарите: как же я была разочарована их историей! Особенно учитывая слова писателя "...Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!". Не знаю, где можно увидеть "верность" в этой истории любви: где Маргарита - чужая жена, не желающая разводиться с мужем сразу после встречи с "любовью всей её жизни", а мастер - слабохарактерный писатель, которому ВЕЧНО везет. А "вечной" их любовь получилась чисто случайно, потому что, опять же, кое-кому очень везет. Да и мало в книге мастера и Маргариты... трудно проникнуться их историей.  Мне кажется, Маргарита сама очень хорошо описала свою историю жизни: "...была на свете одна тётя. И у неё не было детей, и счастья вообще тоже не было. И вот она сперва долго плакала, а потом стала злая..." Возможно, я слишком придирчива, но и мастер, и Маргарита, по-моему, слишком везучие (несправедливо везучие) люди. И всё бы ничего, но зачем так превозносить их историю, их любовь?..
Но это только мастер и его возлюбленная, - в остальном никто из героев антипатию не вызывал. Очень иронично описаны многие второстепенные герои, их мысли, их реакция на потустороннее. 
...Чья судьба действительно меня интересовала, так это Понтия Пилата. С самых первых слов о нём, с такого точного описания состояния, когда у человека что-то болит и ему хочется побыстрее укрыться от всех - с этих слов уже было понятно, что история о нем будет интересная. И я понимала каждое его действие, каким бы трусом он ни был. Его попытки обмануть себя, его сны, его страхи... А чувство, что он не договорил с Иешуа, которое так долго мучило его, мне почему-то показалось слишком знакомым... Как жаль, что глав про Понтия Пилата в книге так мало.
Ну конечно, эта книга славится своим необычным, мистическим сюжетом. И тем, что Булгаков высмеивает практически всех второстепенных героев. Необычность сюжета состоит в том, что в городе Москва спокойно разгуливает свита Сатаны, а порой и сам Сатана, и учиняют  они беспорядки среди жителей города. Но ничего плохого в их поступках не будет... я имею в виду - никакого зла. А те, кто попали в неприятные ситуации из-за этих персонажей, в основном, сами виноваты: слишком жадными и глупыми они оказывались. У этой книги богатая история: автор переписал книгу после того, как сжег; много лет книга не публиковалась; в книге некоторые видят масонские знаки; она для некоторых слишком религиозна... словом, много критики было в адрес этой книги. Что касается меня, то я не настолько серьезно воспринимаю этот роман. И больше всего мне в нем понравилось чувство юмора автора. В течение последних трех дней не было такого, что я отказывалась от сна, чтобы дочитать "еще одну главу", не было такого "вау!" или "не может быть!" - только смех, только улыбка при чтении отдельных моментов. 
Те, кто уже читали рецензии к книгам в моем блоге знают, как важны для меня концовки. Я так ждала - тем более учитывая такой богатый сюжет - грандиозную концовку, но, увы... ни разу не впечатлило, а даже разочаровало. И испортило немного впечатление о книге в целом. (Не считая ту маленькую часть в концовке про Понтия Пилата). 
Самые лучшие слова в книге: "Рукописи не горят" - теперь я знаю, откуда пошло это выражение.) И, пожалуй, следующее: "Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит".
Понравилась мысль в книге о том, что без зла нет добра, без тени - света. Еще безумно нравилось читать про неловкие ситуации, в которых оказывались второстепенные герои книги.)) А так...

Книге я ставлю 7 из 10: за необычный сюжет, за тонкую сатиру, иронию в повествовании, за то, что Сатана в книге "нормальный" (а не ужасный и злой) и за Понтия Пилата. 
Последнего я запомню навсегда.

Комментарии

  1. сюжетная линия развития отношений между Мастером и Маргаритой меня тоже не не особо тронула

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. да, что-то сухо совсем получилось у них)

      Удалить
  2. Аналогично. Тяжело читалось, понравилось, а что именно понравилось - не знаю.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. мне понравилось (не сильно, но) потому, что написано отлично. все-таки, десять лет писали.

      Удалить
  3. книга мне не понравилась. вернее, не то, чтобы какое-то отвращение к ней, нет. просто не впечатлила так, как буквально всех вокруг меня. история про самих М и М какая-то быстрая и непонятная, а вот с Иешуа, особенно после разбора в классе - это что-то нечто!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. и у меня так же) история с Иешуа и правда интересная. в ней даже Иуда - такой весь интересный (и красивый). жаль, что про него так мало.

      Удалить
    2. За интересным Иудой, и интерпретацией его образа - это тебе в мюзикл Иисус Христос - Суперзвезда) Если желаешь еще и красивого - то рекомендую ту постановку, которая Arena Tour 2012(Тим, Тим, Тим)) Кстати правда рекомендую, я думаю после МиМ у тебя хорошо пойдет, и Пилат в этой постановке очень себе Булгаковский получился.
      А книгу люблю, но да, очень не нравились и Мастер, и Маргарита. Зато веселил Бездомный. И я была в диком восторге от Бегемота и мне как раз понравилась концовка, именно той частью, когда раскрывалась истинная сущность всех слуг Воланда.

      "В белом плаще с кровавым подбоем..."

      Удалить
    3. я учту, спасибо) так ты тоже любишь мюзиклы?)
      А Бегемот просто лапочка)

      Удалить
    4. Я люблю Тима Минчина (хотя нет, я все таки сначала смотрела Jesus Christ Superstar, а потом уже бурно восхищалась Тимом))) Я очень хорошо отношусь к мюзиклам) Но не сказала бы, что в них разбираюсь

      Удалить
    5. я тоже не разбираюсь, но люблю очень) предпочту посмотреть хороший мюзикл, чем отличный фильм другого жанра - так как при просмотре мюзикла всегда отдыхаю и получаю удовольствие)

      Удалить
    6. Ага, и потом можно долго-долго слушать песни)) Кстати они тебя я думаю тоже в JCS понравятся, все-таки сам Эндрю Ллойд Уэбер (многозначительно потрясаю пальцем))

      Удалить
    7. оукей) эх, столько фильмов накопилось маст си))

      Удалить
  4. Очень люблю этот роман. Он оставляет приятное ощущение мистики и "место для собственной мысли", если можно так выразиться.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. хороший роман) просто я ожидала большего, особенно в конце.

      Удалить
    2. Аналогичная ситуация. Читал два раза - не впечатлило! При наличии бурной фантазии можно найти там не только масонские знаки...

      Удалить
    3. да, там много чего:) ого, два раза) я бы не смогла во второй раз.

      Удалить
  5. Я первый раз читала в очень юном возрасте, и возможно поэтому - но мне понравилось) И пока я училась в школе, сериал выпустили одноименный. Смотрела его каждый день по телевизору, хотя мама ругалась, как такую муть можно смотреть) Конечно, там много несостыковок с книгой, но всё равно интересно. И комичные сцены тоже есть))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. я когда картинки искала, много экранизации было)

      Удалить
    2. Я смотрела самую последнюю, наверно, версию - с Абдуловым, Ковальчук, Безруковым)

      Удалить
  6. Я дважды читала этот прекрасный роман, и эти два раза была в полном восторге!) Возможно, ты права, что любовь Мастера и Маргариты еще то относительное чувство, но я особо к нему не придиралась, потому что для некоторых и такая любовь великая :)
    Больше всего мне понравился Воланд и Бегемот ^^

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. да, Бегемот не может оставить читателя равнодушным))) особенно смеялась, когда он на вопрос мужчины из Киева "кто посылал телеграмму?" отвечает "ну я посылал, я. И что дальше?"))))

      Удалить
  7. о, я бы поставила 10 из 10, потому что "Мастер и Маргарита" - одна из двух моих самых любимых книг)))
    интересный сюжет, "роман в романе", интересные мысли, гениальные фразы, которые стали уже афоризмами и атмосфера мистики - все это просто покорило меня, когда я первый раз прочитала книгу)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. а какая твоя вторая любимая книга?)
      сюжет и правда интересный, да.

      Удалить
    2. вторая - "Лунный камень" У.Коллинз)

      Удалить
  8. Слава Богу книгу прочитала до того как её начали разбирать на уроке литературы.Я влюбилась в магию книг Булгакова и за лето до школы прочитала все его небольшие рассказы.
    Потом в школе на литре блистала знаниями.
    и сейчас где то каждые года два перечитываю)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. мне бы хотелось прочитать у него Собачье сердце. но это потом, через несколько лет))

      Удалить
  9. я прочитала уже давно. Поняла что читаю через силу и что мне давольно скучно. Единственное что мне в ней нравилось - это то что она чудная и что главные горои крутые)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Бегемот крут) насчет остальных не знаю)))

      Удалить
  10. Обожаю " Мастер и Маргариту" в любом исполнении
    добавила вас в Bloglovin и надеюсь на взаимность)
    http://www.bloglovin.com/en/blog/8806045

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. спасибо :) тоже добавлю Ваш блог, как только зарегистрируюсь на этом сайте.

      Удалить
  11. почитай Джен Эйр
    Шарлотта Бронте

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. это одна из моих любимых книг.

      Удалить

Отправить комментарий

Комментарии могут оставлять незарегистрированные пользователи тоже. Только не забывайте подписываться :)

Популярные сообщения из этого блога

Фильмы с гениальным сюжетом.

Предскриптум: фильмы в данном списке уже немного устарели.  После ознакомления с этой записью, предлагаю ознакомиться с похожей записью здесь: Фильмы с захватывающим сюжетом и неожиданной концовкой.
Другие списки можете посмотреть здесь: Лучшие фильмы.

Лучшие фильмы с запутанным сюжетом:1. Отступники. Во-первых, режиссер фильма - сам Мартин Скорсезе. Во-вторых, актерский состав впечатляет. Мэтт Дэймон, Леонардо ДиКаприо, Джек Николсон, Марк Уолберг, Мартин Шин, Алек Болдуин и другие актеры.  В фильме речь идет о двух отступниках, один из них - агент мафии, работающий полицейским, а другой - полицейский, внедренный в мафию. Эти два полицейских (Мэтт Дэймон и Леоннардо ДиКаприо), влюбляются, кстати, в одну женщину. Вечный страх быть пойманным, психологические переживания и невероятные повороты сюжета - вот, что вас ждет при просмотре этого фильма. Фильм держит зрителя в напряжении, и каждый раз, когда я думала: "Всё, теперь ему конец", эти два героя шикарно справлялись с…

Фильмы-сказки. (Лучшие сказки).

14. Спайдервик: Хроники. Фильм 2008 года, а это значит, что в нём все сказочные действия выполнены компьютерной графикой. Самое главное: фильм остался милым и интересным. Для детей. По сюжету, семья Грэйс переезжает в новый дом, который полон тайн. Главный герой Джаред находит дневник бывшего обитателя дома, и выясняет, что близ поместья находится сказочная страна, которую невозможно увидеть без специальных очков. 
13. Питер Пэн. Я взяла самую новую версию сказки: фильм 2003 года. Ну кто не знает историю Питера Пэна, мальчика, который никогда не растет, и капитана Крюка? Данная экранизация не стала модернизированной или какой-то необычной. Создатели фильма попытались передать классический вариант сказки. Получилось очень красиво и интересно. 
12. Чарли и шоколадная фабрика. Режиссер фильма –Тим Бёртон. 2005 год. В фильме чувствуется знаменитый стиль режиссера, и этот фильм немного отличается от других сказок. Главная звезда всего фильма, безусловно, это Джонни Депп. Очень хорошо сыграл.…

Лучшие фильмы про индейцев Северной Америки. Часть третья.

Часть третья? Чтоо? Девушка, а Вы кроме индейцев чем-нибудь еще интересуетесь?
Ну да, я в последнее время смотрю не самые популярные и современные фильмы, но, если у вас когда-нибудь возникнет желание прочитать краткую историю индейцев (здесь), или посмотреть о них фильмы (читайте первую частьздесь, а вторую —здесь) — то вы знаете, какой блог открывать.))
Итак, лучшие фильмы про индейцев Северной Америки.
1. Женщина племени Лакота. Фильм 1994 года. Думаю, все вы хотя бы раз слышали о племени Лакота, но, думаю, не все знают, что Лакота входит в состав группы народа Сиу. Того самого народа Сиу, которые в конце девятнадцатого века противостояли "бледнолицым" американцам на ручье Вундед-ни, и об этой бойне впоследствии сняли проникновенный фильм Похороните моё сердце в Вундед-ни. Фильм о жизни девушки-лакота повествует о жизни этого племени после того, как американцы поместили их в резервации. Я никогда не слышала о том, чтобы индейцы Северной Америки протестовали, поднимали бунт…