Чыңгыз Айтматов. "Как здорово, что есть на свете отцы!"
Что мне в книгах твоих?
Бесконечность…
Что мне в книгах твоих?
Мечта…
Это я ухожу с Данияром
Через годы любовь храня.
Это мать моя, совсем седая,
Рельсы мерзлые обняв,
Плачет, сына на смерть провожая.
Проклиная войну в сотый раз.
Что мне в книгах твоих?
Горе синеглазой волчицы в дали,
Посмотрите, ведь это мы с вами
Истребляем сайгаков в степи.
Что мне в книгах твоих?
Надежда…
Вера мальчика в добро,
И кричим мы из тьмы одиночества:
«Здравствуй, Белый пароход,
Это – мы!»
Что мне в книгах твоих?
Любовь…
За грехи наши темные, тяжкие
Распяли Христа в ту ночь.
Что мне в имени твоем?
Бесконечность…
Вновь и вновь как молитву творю,
В книгах твоих – вечность.
Да светится имя твое!
(c) Дария Кайбылдаева
Когда я осмелюсь начну писать стихи, то первый свой стих я посвящу человеку, творчество которого заставляет меня верить в добро — добро, которое не утопить и не разрушить; человеку, который знает, какие именно подобрать слова, чтобы вызвать у меня слёзы восхищения и любви; человеку, который подарил мне таких героев, что я буду всегда хранить их в своём сердце; человеку по имени Чыңгыз Айтматов.
Год назад я прочитала четыре повести кыргызского писателя (пост можно прочитать здесь), и с тех пор я не встречала писателя, который бы полюбился мне так же сильно. Кажется, место в моём сердце под названием "любимый писатель" занято надолго, если не навсегда. Но не буду делать поспешных выводов и говорить за вечность, а лучше расскажу вам о четырех повестях, последнюю их которых я дочитала буквально сегодня.
"Всё в ней было до бесконечности родным".
Лучшая (из тех, что я прочитала) повесть писателя, и, безусловно, одна из лучших повестей, что мне довелось прочитать — повесть "Прощай, Гульсары!". Это моя любимая повесть с самых первых слов и до последних. Очень сильная, трогательная история о том, как Танабай прощается со своей лошадью — Гульсары. Только Чыңгыз Айтматов мог так искренне описать жизнь и судьбу коня, полную радости и разочарования, боли и испытании. В этой повести и сожаления старика, и описание быта кыргызского народа после второй мировой войны... и разные герои и их судьбы. Тяжелая, но какая же красивая история! Каждое, вот прямо каждое слово я полюбила в этой истории, а рассказать вам обо всем не хватит слов. А решитесь прочитать эту повесть, — прошу отнестись к ней с уважением :) Я не шучу: выделите спокойный вечер (прочтете за один присест, обещаю); забудьте о своих проблемах, попросите никого вас не беспокоить, и читайте в своё удовольствие. Чтение истории о Танабае и о его коне Гульсары понравится (как минимум!) каждому.
"Но он знал, что это только мечта... Что ж, половина жизни проходит в мечтах, потому, быть может, и сладка она так, жизнь. Быть может, потому и дорога она, что не все, не все сбывается, о чем мечтаешь. Смотрел он на горы и на небо и думал, что вряд ли все люди могут быть в одинаковой мере счастливы. У каждого своя судьба. А в ней свои радости, свои горести, как свет и тень на одной и той же горе в одно и то же время. Тем и полна жизнь..."
Следующие три повести посвящены теме отцов и сыновей.
Белый пароход. А я помню, как Роми рассказывала про этот рассказ (а может, Вы и сейчас читаете меня?), и я даже из-за этого сначала прочитала именно "Белый пароход".
Забавно. Обычно, читая про детство какого-нибудь героя, я искренне завидую ему: этот ребенок и умнее меня в детстве, и смелее, и мысли у него такие, что я и сейчас редко о таком задумываюсь. А тут маленький мальчик семи лет очень сильно напомнил мне меня саму: своими наивными, поистине детскими мечтами, и, конечно же, тем, что разговаривал с предметами. А вы тоже в детстве, бывало, разговаривали с цветами или деревьями, давали им имена?) Своим игрушкам ведь тоже давали имена?..
"У него было две сказки. Одна своя, которую никто не знал. Другая та, которую рассказал дед. Потом не осталось ни одной. Об этом речь".
Повесть эта очень грустная. Рассказывает о ребенке, о семилетнем мальчике, у которого никого нет, кроме дедушки. Только мечты, наивные мечты. Повесть о том, что отцы обязаны быть сильными, ради своих детей. О том, что нельзя быть слабым, если есть рядом с тобой кто-то слабее и кто-то нуждающийся в твоей защите и силе. Не хочется раскрывать сюжета, но я вас предупредила: вам во время чтения и после будет невыносимо грустно. От того, что некоторые взрослые люди не могут заботиться о тех, кто намного младше.
Пегий пёс, бегущий краем моря. Как и предыдущая повесть, эта написана красиво и включает в себя несколько маленьких легенд, сказок. Повесть — почти поэма. Настолько красивая, что после неё долго не сможешь читать других писателей. У Айтматова все герои благородные. Даже те, что должны играть роли злодеев, в итоге мне нравятся, точнее, я их понимаю и никогда не осуждаю. А в этой повести вообще нет плохих персонажей, все очень добрые, даже тогда, когда им угрожает смерть. И хоть все фильмы и многие книги твердят, что перед лицом опасности, когда не можешь думать ни о чем, кроме воды и еды, - что в такие моменты человек становится почти зверем и обнажает свои худшие стороны, — у Айтматова в повести "Пегий пёс, бегущий краем моря" было совсем не так. Ребенок остался ребенком, самый старший — самым мудрым, а отец — Отцом. Почему-то хочется верить Чыңгызу Айтматову и думать, что человек остается человеком даже в самые страшные времена.
"Теперь он понял, что, оказывается, вся его предыдущая жизнь была предтечей нынешней его ночи. Для того он и родился и для того он умирал, чтобы из последних сил продлить себя в сыне. Эмрайни совершал для себя открытие — всю жизнь он был тем, кто он есть, чтобы до последнего вздоха продлить себя в сыне".
Ранние журавли. О юноше, у которого отец ушел воевать, и теперь он должен быть не только главным в семье, но и помогать своему аулу, быть вместо взрослого. Не только главному герою придется пожертвовать своим детством из-за войны... Несмотря на плохие времена и вынужденное взросление, герои повести всё так же молоды и наивны: первая любовь, первое признание и мальчишеские драки не чужды им. Очень легко читается. Очень добрая повесть.
"Как здорово, что есть на свете отцы!"
произведения не шуточно заинтересовали и меня.)
ОтветитьУдалитьособенно советую Прощай, Гульсары)
УдалитьЗдравствуйте, Асем. :-) Это Роми. Читала, читаю и буду читать Вас) *ну, если Вы всё-таки не удалите этот блог, как грозились некогда..))*
ОтветитьУдалитьЯ очень рада, что Вы прочли "Белый пароход". И что испытали те же чувства, что испытывала я, читая эту книгу. Она всё-таки тяжела своими переходами от детских грёз и безмятежности к взрослым заботам, проблемам и жестокости. Но открывает новые горизонты доброты и кротости благодаря мальчику, его деду, Матери-Оленихе. Всё-таки с тех пор я не встречала столь же уютно-печальной книги.
Из описанных Вами рассказов не читала ещё "Прощай, Гульсары!" и "Пегого пса". Думаю, скоро я их найду и сохраню для скорейшего прочтения. Спасибо Вам! {=)
Здравствуйте! ^^ Как же я рада)) Честно говоря, немного неудобно за мои вечные сомнения, но что поделать. Они и сейчас не покидают меня... (я насчет темы "забросить блог")
УдалитьВ любом случае, мне очень приятно, что Вы всё ещё читаете меня!) Это Вам спасибо! И правда, Чынгыз Айтматов то и дело "открывает новые горизонты доброты и кротости", и не только в повести "Белый пароход".
Надеюсь, что Прощай, Гульсары и Пегий пес принесут Вам не меньше удовольствии. Кому как, а мне кажется, что повесть про коня Гульсары - лучшая повесть Чынгыза Айтматова :) Приятного чтения!)